-
«Герцог Бургундии»
реж. Питер Стрикленд (2014). В ролях: Кьяра Д’Анна, Ката Барч.
«Если бы все мы могли прекратить свои страдания, просто сказав «бражник».
О чем? О женской привязанности и причудливых формах, в которых она порой проявляется. На протяжении 104 минут в кадре не появится ни одного мужчины, зато в зале среди зрительниц, собравшихся слушать доклад о бабочках, присмотревшись, можно обнаружить два манекена, разумеется, женских. А что же герцог Бургундии? Он тоже – бабочка. Как и бражник. Чье название также исполняет функции стоп-слова, которое используется в садо-мазохистских практиках.
Зачем? Чтобы восхититься хрупкой красотой предметов и живых существ и убедиться: в отношениях главенствует не всегда тот, кто выглядит главным для постороннего взгляда.
2.«Молода и прекрасна»
реж. Франсуа Озон (2013). В ролях: Марина Вакт, Шарлотта Рэмплинг.
«Секс ради секса за деньги и секс ради денег — это не одно и то же… Ты ешь, чтобы насытиться, то есть только ради того, чтоб утолить голод. Или же ты ешь, чтобы насладиться вкусной, любимой, изысканной пищей и заодно утоляешь этим голод».
О чем? О том, что цинизм может отчасти компенсировать растерянность и одиночество, но не излечить их. Ученица лицея продает физическую близость незнакомцам, молодым, зрелым и старым – не из нужды или корысти, а ради чувства власти над ними и из любопытства к собственным переживаниям. Ни нравственность, ни закон, ни родительские запреты ее не останавливают. Однажды она встречается со старой женщиной, которая готова ей заплатить за то, чтобы поговорить о своем покойном муже, который был одним из любовников девушки.
Зачем? Чтобы задуматься о собственной юности и тех напутствиях, которые мы в это время даем себе на всю последующую жизнь.
3.«Не смотри вниз»
реж. Элисео Субиела (2008). В ролях: Антонелла Коста, Лиандро Стивельман.
«Всю свою жизнь ты будешь прощаться, но это не значит, что нужно перестать любить».
О чем? Молодая, но опытная девушка обучает таинствам тантрического секса своего юного возлюбленного, который живет возле кладбища, ходит на ходулях, читает любовные письма своего отца и переносится в момент оргазма в другие города.
Зачем? Чтобы окунуться в атмосферу мистического реализма, насладиться неторопливым течением времени и разрешить себе отпускать тех, кого мы любим.
4.«Элегия»
реж. Изабель Койшет (2008). В ролях: Бен Кингсли и Пенелопа Крус.
«Красивую женщину невозможно увидеть… мы не замечаем человека. Увидеть скрытое за оболочкой мешает барьер красоты. Мы так ослеплены внешним, что не заглядываем внутрь».
О чем? О любви старого мужчины и юной женщины, о времени, страхах и надеждах, о вечном вопросе «Сколько это может продолжаться?»; о том, что возраст измеряется не только временем, но также и опытом; о пробелах в прошлом возлюбленного, которые мы заполняем своей фантазией.
Зачем? Чтобы вместе с героями учиться проявлять сострадание. И обдумать, насколько сочетается любовь со свободой и чем мы могли бы пожертвовать ради привязанности и близости.
5. «Женская извращенность»
реж. Сьюзен Страйтфилд (1996). В главной роли Тильда Суинтон.
«С тех пор как я была девочкой, я мечтала стать судьей, чтобы носить эту длинную черную мантию… и не надевать нижнего белья».
О чем? О сложных отношениях женщины-юриста с сестрой-клептоманкой, любовницей-психиатром и собственными глубинными архетипами. В основу сценария легла книга психоаналитика Луизы Каплан (Louise Kaplan) – этот научный труд посвящен ролям, которые женщины исполняют в современном обществе, и боли, которую порой причиняет исполнение этих ролей.
Зачем? Чтобы заглянуть в бессознательные фантазии и понять, сколько в нас мужского и сколько женского и насколько эти стороны нашей личности хорошо сочетаются между собой, а также с теми обстоятельствами, в которых мы действуем.